Что такое сострадание? По смыслу слова это просто “страдание вместе”? В буддистском понимании сострадание – это сопричастность всему живому, спонтанное чувство связи с миром и с людьми. ХХ век принес нам понятие “зеркальных нейронов” или “нейронов Ганди”, которые связывают нас в единую незримую паутину со всей Вселенной… Можем ли мы быть отдельны от мира? Может ли мир быть отдельным от нас? И что может дать нам медитация сострадания?

метта медитация сострадания

Эволюция отдельности

Трехмесячный ребенок не знает, что он – это он, и не узнает себя в зеркале. Зато он идеально чувствует состояние матери и неразделимо с ней связан. Трехлетний уже знает свое имя и знает, что его действия имеют разные последствия. В семь лет, слушая, что говорят о нем взрослые, сравнивая себя с другими, ребенок учится оценивать себя и регулировать свое поведение, а также влиять на окружающих. Так формируется самосознание. И как утверждают трансактные аналитики, к 6-7 годам у человека уже готов «сценарий» его жизни, представление о том, какой она будет.

А в двадцать лет человек уже довольно точно знает, кто он и какими качествами обладает, каков его статус и что его ждет в дальнейшем. Он уже «играет» свой сценарий, нравится это ему или нет, взаимодействуя с миром и другими людьми как самостоятельная, отдельная личность. А окружающий мир бывает иногда приветлив, а иногда не очень, а хочется получить максимум удовольствия и минимум страдания от жизни… Но именно в этот момент наша «отдельность» может начать причинять боль. Страх, гнев, соперничество с другими личностями, тоже претендующими на жизненные блага, болезни, старость – всё это причиной страданий.

В буддизме говорится о трех «ядах», приносящих боль: это алчность – желание получить «пряники», удовольствие; ненависть – желание избежать «кнута», страдания; и невежество – непонимание законов мира, его причинно-следственных связей и изменчивости. И во всех этих «ядах» присутствует маленькое «я», стремящееся стать большим и важным, борющееся с другими «я» во внешнем мире.

Какова цена успеха такого «я»? Одиночество, отчужденность от других, подсознательный страх, что фортуна повернется спиной и борьбу придется начинать с начала.

метта медитация сострадания

Эгоизм или альтруизм? А есть ли у нас выбор?

И, казалось бы, мир жесток и опасен, и по закону эволюции выживает сильнейший… Однако все эти дарвиновские сказки во славу капитализма наука уже опровергла: на самом деле именно сотрудничество с другими людьми исторически являлось залогом выживания – одному человеку было просто не под силу справиться со всеми трудностями! Из нейропсихологии мы знаем, что развитие мозга человека и увеличение его объема в 3 раза за последние 3 миллиона лет связано с межличностным общением и речью. А выстраивание отношений, забота о себе и других были невозможны – и сейчас невозможны – без любви, сострадания и сочувствия.

Сострадание в буддистском его понимании – это сопричастность всему живому, спонтанное чувство связи с миром и с людьми. Возможны были бы экологические катастрофы, если бы люди ощущали связь со своей планетой? Возможны были бы войны, если бы люди признавали значимость и ценность других людей? И в конце концов, не проще было бы выходить из любых повседневных конфликтов, ощущая, что другой человек просто пытается быть по-своему счастливым и делать то, что для него важно?

Сострадание к другим – это и признак уверенности в себе. Гневаясь, мы защищаемся, а ощущая связь с другими людьми, сочувствуя им, мы делимся своей силой. Усиливая чувство единения с другими людьми и жизнью в целом, мы избавляемся от одиночества и страха.

медитация на сострадание

Медитация сострадания (метта) к себе и к другим

  1. Сядьте ровно, позвольте телу и уму расслабиться, следуя за вдохом и выдохом. Мысленно просканируйте свое тело, наблюдая все возникающие ощущения. Поблагодарите мир за то, что Вы есть, поблагодарите свое тело и ум за то, что они делают для Вас. Позвольте себе находиться в состоянии безмятежной радости и спокойствия несколько минут.
  2. Теперь подумайте о ком-то, кого Вы любите и о ком заботитесь. Это может быть ребенок, мать, отец, друг, собака или кошка… Первое любимое существо, которое приходит Вам на ум. Погрузитесь в это состояние, ощущая тепло и нежность по отношению к этому существу. Направьте ему мысленные пожелания добра и счастья. Затем подумайте о чем-то, доставляющем Вам дискомфорт – жара или холод, страх или боль – и представьте, что чувствовал бы другой человек на Вашем месте. Откройте свое сердце сочувствию и пожелайте, чтобы Ваши страдания так же, как и страдания близких людей прекратились.
  3. Третий этап – развитие сострадания к тем, кого Вы недолюбливаете. Подумайте о человеке, который Вам не очень нравится. Представьте себя на его месте, в его «шкуре» и рассмотрите альтернативные объяснения его поведению. К примеру, почему он накричал на Вас без особого повода? Действительно ли он хотел Вас обидеть или же дело в другом? Может быть, у него проблемы в семье или на работе, и он, не зная, чего ожидать, испытывает страх? Вы знаете, каково это бывает. Что Вы теперь чувствуете по отношению к этому человеку?
  4. На завершающем этапе пожелайте мира и счастья всем живым существам, включая Вас, и представьте, как они освобождаются от страдания. Позвольте себе быть любовью и состраданием. Как говорит тибетский монах Мэтью Рикард (во французском прочтении Матью Рикар): «Доброжелательность и сопричастность наполняют все ваше сознание – это способ существования».

Переставая разделять мир на «белое» и «черное», «своих» и «чужих», мы открываемся всему его богатству и многогранности и можем писать сценарий своей жизни так, как этого хочется нам. Испытывая сочувствие и любовь к себе и другим, мы возвращаемся в тот изначальный дом, где все взаимосвязано и наполнено смыслом. И мы снова можем, как дети, дружить со всем миром, а не противостоять ему…

А вот небольшое видео, где гениальный нейробиолог Вилайанур Рамачандран описывает открытые им зеркальные нейроны и все то, чем мы им обязаны:

comments powered by HyperComments